Фраза «Кто владеет информацией, тот владеет миром» актуальна и сейчас. Но, в отличие от XIX века, теперь проблемы поиска сведений связаны не с их недостатком, а с переизбытком информационных источников.

Для быстрого и удобного получения данных в сети Интернет созданы специальные поисковые системы. По сути, они являются сайтами с очень мощным движком. Их главная задача – индексация и ранжирование веб-документов согласно с заданным алгоритмом. В результате пользователь получает перечень адресов страниц с искомой информацией, причем в начале списка отображаются сайты с наибольшим соответствием введенному запросу.

Среди поисковиков существует жесткая конкуренция за посетителей, так как количество клиентов напрямую связано с суммой заработка ресурса на интернет-рекламе. В связи с этим поисковые системы постоянно расширяют перечень дополнительных услуг и усовершенствуются для выдачи предельно релевантной информации.

Лучшие поисковые системы

В мировых масштабах по общему количеству запросов и уникальных пользователей лидируют пять поисковых систем.

Google

  1. Google является безоговорочным лидером среди существующих поисковых систем. Он способен искать информацию на 149 языках мира. Его доля на рынке стабильно превышает 60%. Секрет успеха этой поисковой системы заключается в очень простом интерфейсе, высоком уровне релевантности результатов выдачи и внушительном списке сопутствующих сервисов.

С целью обеспечения релевантных результатов поиска, система индексирует огромное количество документов и регулярно проводит их переиндексацию. Более того, создатели Google применили особый метод ранжирования сайтов – PageRank. Его суть заключается в вычислении авторитетности ресурса за счет отслеживания количества входящих и исходящих ссылок. Благодаря этому и еще 200 показателей актуальности и надежности ресурса, в топе выдачи оказываются самые востребованные источники по искомому запросу.

Чтобы узнать величину PageRank конкретной интернет-страницы, нужно установить для браузера бесплатное приложение Google ToolBar.

Для удержания нынешних пользователей и привлечения новых, Google позаботился об удобной системе сортировки результатов выдачи, доступности голосового поиска, бесплатного почтового ящика, хранилища данных, общения в чате и в социальной сети Google+. Также росту аудитории поисковой системы Google способствует популярность браузера Google Chrome и платформы для мобильных устройств Google Android.

 

Yahoo

  1. Yahoo – это одна из первых в мире поисковых систем, которой до сих пор пользуются 10,77% посетителей интернета. Для формирования поисковой выдачи, Yahoo использует сочетание отбора по ключевым словам и выборки из иерархического дерева разделов.

Возможно, компания крепко закрепилась среди глобальных поисковых систем за счет предоставления бесплатных почтовых ящиков с качественным сервисом. Ведь по всему миру зарегистрировано свыше 219 млн. почтовых ящиков Yahoo, в которых с 2005 года внедрена опция поиска документов различных форматов среди полученных и отправленных писем.

Достоинством поисковой системы Yahoo является еще и уникальный алгоритм, способный убирать из индексной базы сайты, находящиеся в стадии разработки, или с явной рекламной информацией, которая несозвучна с запросами пользователей. И, конечно же, удобные надстройки для браузера Firefox в тандеме с полезными приложениями повышают ценность ресурса в глазах посетителей сайта.

 

Bing

  1. Bing – поисковая система от Microsoft, которая востребована среди 10,67% пользователей мира. И хотя скорость поиска и релевантность чуть-чуть уступает Google, но при этом результаты Bing имеют более привлекательное оформление, что в разы упрощает восприятие информации.

Еще Bing имеет более детальную систему расширенного поиска по сравнению с главным конкурентом. Удобная система выбора видео позволяет просмотреть его прямо в окне поиска, для этого достаточно просто навести на него курсор мыши. Отдельного внимания заслуживает и расширенный поиск изображений, помогающий отсортировать картинки по размеру, оттенку и даже лицензии на использование.

Немаловажную роль в популяризации новой поисковой системы от Microsoft сыграла тесная интеграция сайта с социальными сетями Facebook, Twitter и почтовым сервисом Hotmail. Начиная с 2013 года в моделях iPhone7 в качестве поисковой системы Apple начал устанавливать Bing.

Все эти нюансы в итоге позволили поисковику Bing занять второе место по популярности в США.

 

Baidu

  1. Китайская поисковая система Baidu обслуживает около 9% пользователей интернета. Справедливости ради, стоит отметить, что четвертую позицию в мире Baidu достигла благодаря высокому уровню популярности именно в Китае (более 80% рынка).

Весомой предпосылкой к монополизации китайского IT-пространства стало прекращение работы корпорации Google в данной локации. Сейчас в планах Baidu расширение аудитории путем начала работы поискового сервиса в Египте, Вьетнаме, Бразилии и Таиланде. К слову, после восьми лет работы в Японии, компания так и не добилась положительных результатов и свернула деятельность.

Основным козырем Baidu выступает высокая степень адаптации поисковой системы к работе с китайским языком. Еще у нее хорошо развит вертикальный поиск, есть собственный веб-браузер, ряд полезных сервисов, приложений для ПК и мобильных устройств.

Существенным недостатком Baidu является жесткая цензура сайта со стороны правительства. Но все же, для коммерческих компаний, стремящихся реализовать свою продукцию в Китае, сотрудничество с данным поисковиком является самым эффективным вариантом.

 

Yandex

  1. Yandex – наиболее успешный русскоязычный поисковик. Примерно 2,8% в мире используют его для поиска информации и он имеет большой потенциал роста за счет увеличения численности интернет-пользователей в России. Он также активно развивается в Украине, Белоруссии, Казахстане и Турции.

При помощи четкого учета морфологии русского языка, Яндекс добился более релевантной поисковой выдачи по сравнению с другими конкурентами в сегменте рунета. Еще система использует при ранжировании сайтов показатели Виц (взвешенный индекс цитирования) и Тиц (тематический индекс цитирования) аналогичные PageRank у Google.

Вдобавок сервис умеет распознавать и исключать из поисковой базы дублирующиеся документы в разных кодировках, оценивать релевантность по частоте, расположению и количеству ключевых слов на странице, позволяет отбирать документы по точной словоформе, с учетом регистра букв.

Помимо этого, Yandex располагает многочисленными сервисами, которые помогают превращать посетителей ресурса в постоянных клиентов.

Поисковые системы рунета

В разрезе стран СНГ, список лидеров выглядит по-другому, что в основном связано с лингвистическими особенностями постсоветского пространства.

Первое место с долей 57,4% занимает Yandex, 34,7% пользователей рунета отдают предпочтение Google, третьим является поиск от Mail.ru с 6,1%, на четвертой позиции находится американская поисковая система Bing с 0,8% и замыкает пятерку лучших поисковая система Rambler с показателем 0,5%.